Ануй Жан - Антигона



Жан Ануй
Антигона
(сценическая редакция В. Агеева)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Антигона
Креон
Гемон
Исмена
Эвридика
Кормилица
Стражники
Хор
При поднятии занавеса все ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА на сцене.
Они разговаривают, вяжут, играют в карты.
От них отделяется ХОР и выходит вперед.
ХОР. Я мог бы жить и по ту сторону перегородки, разделяющей
положительное и отрицательное. В общем-то, мне кажется, что я поднялся над
такими разделениями и создаю некую гармонию двух этих начал, выраженную -
пластически, но не в категориях этики. Говоря по существу, мы, конечно, еще
не начинали жить. Мы уже не животные, но, несомненно, еще не люди. С той
поры, как возникло искусство, об этом твердил нам каждый великий художник.
Ну что ж, начнем, Эти персонажи сейчас сыграют перед вами трагедию об
Антигоне. Антигона - маленькая худышка, что сидит вон там, уставившись в
одну точку и молчит. Она думает. Она думает, что вот сейчас станет
Антигоной, что из худой, смуглой и замкнутой девушки, которую никто в семье
не принимал всерьез, внезапно превратится в героиню и выступит одна против
целого мира, против царя Креона, своего дяди. Они думает, что умрет, хотя
молода и очень хотела бы жить. Но ничего не поделаешь: ее зовут Антигоной, и
ей придется сыграть свою роль до конца... С той минуты, как поднялся
занавес, она чувствует, что с головокружительной быстротой удаляется от
сестры Исмены, которая смеется и болтает с молодым человеком; от всех нас,
спокойно глядящих на нее, - мы ведь не умрем сегодня вечером.
Юноша, беседующий с белокурой счастливой красавицей Исменой, - Гемон,
сын Креона. Он жених Антигоны. Все влекло его к Исмене: любовь к танцам и
играм, желание счастья и удачи и чувственность тоже, ведь Исмена гораздо
красивее Антигоны. Но однажды вечером на балу, где он танцевал только с
Исменой, которая была ослепительна в своем новом платье, он отыскал
Антигону, мечтавшую, сидя в уголке, - в той же позе, что и сейчас, обхватив
руками колени, - и попросил ее стать его женой. Почему? Этого никто никогда
не мог понять. Антигону это удивило, она подняла на него свои серьезные
глаза и, грустно улыбнувшись, дала свое согласие... Оркестр начинал новый
танец. Там, в кругу других юношей, громко смеялась Исмена. А он, он теперь
должен был стать мужем Антигоны. Он не знал, что на свете никогда не будет
мужа Антигоны и что этот высокий титул давал ему лишь право на смерть.
Крепкий седой мужчина, о чем-то размышляющий, рядом с которым стоит
юный прислужник, - это Креон. Он царь. Лицо его в морщинах, он утомлен; ему
выпала нелегкая роль - управлять людьми. Раньше, во времена Эдипа, когда он
был всего лишь первым вельможей при дворе, он любил музыку, красивые
переплеты, любил бродить по антикварным лавочкам в Фивах. Но Эдип и его
сыновья умерли. Креон бросил свои книги и безделушки, засучил рукава и стал
на их место.
Иной раз вечером он чувствует усталость и спрашивает себя, не
бесполезное ли это занятие - управлять людьми? Не лучше ли поручить эту
грязную другим, тем, которые не привыкли много раздумывать... Но утром перед
ним снова возникают вопросы, которые требуют срочного решения, и он встает,
спокойный, как рабочий на пороге трудового дня.
Пожилая женщина, что стоит рядом с кормилицей, воспитавшей обеих
сестер, и вяжет, - это Эвридика, жена Креона. Она будет вязать на протяжении
всей трагедии, пока не наступит ее черед идти умирать. Она добрая, любящая,
полна достоинства, но не может быть мужу подмогой.
Наконец, трое мужчин,



Содержание раздела